Continental отпускает руль и тестирует автоматизированное управление

Отпустить руль и спокойно читать книгу, пока автомобиль везти вас за пробок после долгого рабочего дня - уже не мечта. Воплотить ее в жизнь поможет инновационная технология автоматизированного управления и понимание водителями принципов ее функционирования. В поиске правильных решений для вызовов будущего, с которыми будут сталкиваться автопроизводители, компания Continental интенсивно исследует и испытывает ряд концепций для автоматизированного управления.

Различные вопросы взаимодействия между автомобилем и водителем
Поскольку автомобиль берет под контроль все больше задач водителя, человек постепенно переходит к роли наблюдателя. В связи с этим возникают совершенно новые вопросы и вызовы по взаимодействию человека и транспортного средства. До какой степени водители должны контролировать то, что происходит на дороге и каким образом автомобилю лучше «обратиться» к нему, чтобы побудить вмешаться? Как водитель взаимодействует с автомобилем для осуществления определенных маневров? Чем сможет заниматься человек в то время, пока машина едет самостоятельно? Желание водителей, их безопасность и, конечно же, безопасность всех участников дорожного движения являются первоочередными для Continental при разработке инновационных концепций.

«На пути к полностью автоматизированному вождению самым большим вызовом станет изменение роли водителей, а также новые вопросы и требования, возникающие вследствие этого», – объясняет доктор Карстен Михельс, который возглавляет направление системных и новейших разработок Департамента Интерьер в компании Continental.

Сейчас водители сосредоточены исключительно на управлении автомобилем, но в будущем они станут придирчивыми пользователями и будут следить за процессом со своего сиденья. Для этого человеку нужно в любую минуту знать, в каком режиме осуществляется движение и как в целом ведет себя автомобиль.

«Прозрачность всех процессов и полное понимание ситуации пользователями – то, на что мы ориентируемся при разработке новых концепций для налаживания комплексного диалога между человеком и машиной. Только при соблюдении этих двух условий водители смогут доверять полностью автоматизированным системам управления», – говорит Карстен Михельс.

Разработчики приложили усилия, чтобы в концепции все технические составляющие были связаны динамично и мультимодально и четко взаимодействовали между собой, были вполне понятными для использования и всегда учитывали готовность водителя к действиям. Например, водителям может понадобиться определенная поддержка системы и больше времени для того, чтобы вернуться к управлению транспортным средством, если они в течение длительного периода автоматизированного вождения были заняты другими делами.

«Доверие водителей к системе и понимание всех текущих процессов чрезвычайно важны, ведь в экстренных случаях водитель должен быть готов при необходимости вернуть контроль над транспортным средством в конце автоматизированной фазы вождения», – говорит Гвидо Мейер-Арендт, главный технический эксперт по разработке интерфейса взаимодействия человек- машина Департамента Интерьер в компании Continental.

Испытания на симуляторах и в тестовых автомобилях предоставляют ценную информацию

Для того, чтобы технология автоматизированного вождения могла применяться в реальных условиях, Continental проводит масштабные испытания как в лаборатории, так и на дороге. Особенно это касается очень тонкого момента перехода от автоматизированного вождения к фазе водительского управления. При этом разработчики учитывают: какой бы совершенной ни была технология, человеческий фактор всегда будет играть главную роль, в том числе при широком распространении автоматизированного управления автомобилем в повседневной жизни.

Метод тестирования на настоящей дороге дает возможность участнику испытания привыкнуть к системе и помогает построить доверие. В специально оборудованном автомобиле участник теста находится слева за поддельным рулем, при этом он убежден, что имеет дело с высокоавтоматизированной системой. Справа от него – специально обученный водитель за настоящем рулем, который якобы необходим исключительно для реагирования в экстремальных условиях, но на самом деле полностью контролирует автомобиль. Во время теста множество датчиков записывают поведение участника эксперимента и анализируют его реакции.

Во время фазы движения с ручным управлением «настоящий» водитель (справа) получает информацию о действиях участника тестирования на дисплее и воплощает их в реальные маневры. А во время автоматических фаз управления этот же водитель (находящийся справа) полностью контролирует руль и обеспечивает полное ощущение автоматического вождения.

Благодаря этому методу уже сегодня определенные элементы интерфейса «человек-машина» для автоматизированного вождения проверяются в реальных условиях. При применении автоматизированных технологий крайне необходимо отлаженное взаимодействие между водителем и системой, и, следовательно, тестирование автоматизированного вождения на дороге без участия специально тренированного водителя ставило бы участника эксперимента под угрозу. В то же время результаты нынешнего метода испытаний позволяют разработчикам Continental нарабатывать необходимые алгоритмы для полного автоматизированного вождения.

А во время лабораторных испытаний можно проверить реакцию участников эксперимента на опасные ситуации и критические маневры во время вождения, что было бы невозможным на настоящей дороге.

Симулятор вождения – «Лаборатория эргономики» Continental – дает возможность исследователям еще тщательнее наблюдать за участниками испытаний, например, измерять частоту сердечных сокращений или записывать движения их глаз.

По этим данным исследователи определяют чувствует ли участник испытания себя комфортно или какая-то ситуация вызывает стресс.

Элементы комплексного взаимодействия человека и машины

Уже сегодня Continental использует мультимодальные, то есть мультисенсорные, решения для передачи информации водителям. Визуальные данные на дисплеях в кабине водителя или проекции на лобовом стекле и изменения цвета светодиодных полос, которые поддерживаются за счет звуковых сигналов, информируют водителей, например, об окончании автоматизированной фазы вождения или сообщают об опасности с помощью специального аудиосигнала.

Если внутренние камеры фиксируют, что водитель не реагирует на эти сигналы, активизируются элементы «физиологического» уведомления – например, сиденья начинает вибрировать или ремень безопасности натягивается плотнее. Кроме того, для обеспечения полной прозрачности функционирования автоматизированной системы и минимизации риска путаницы для водителя, Continental разработал специальный технологический элемент, который будет контролировать смену фаз управления.

«Благодаря сериям испытаний и постоянной работе над продуктами мы совершенствуем комплексный интерфейс взаимодействия человека и машины, обеспечиваем бесперебойную коммуникацию и закладываем основу для того, чтобы водители точно знали свои обязанности в каждый момент управления и хорошо понимали, как в это время функционирует система», – говорит Мейер-Арендт.

Continental разрабатывает и производит необходимые компоненты и системы для автоматизированного вождения во всем мире – США, Японии, Китае и Европе. Инженеры компании работают над шестью ключевыми элементами: технологии датчиков, соединение кластеров, диалог между человеком и машиной, системная архитектура, надежность технологий и позитивное восприятие автоматического вождения.

 2017-08-17

Наверх